Менеджмент социальной ответственности (SA 8000)

Социальная ответственность организации подразумевает улучшение качества труда работников. Организации, которые хотят оптимизировать свою деятельность за счет благоприятных условий труда для работников и соблюдения их прав, внедряют у себя систему менеджмента социальной ответственности. Эта система описана в стандарте SA 8000:2008. Стандарт разработан с использованием передового опыта управления и учитывает все особенности современного ведения бизнеса. Он дает возможность рациональнее распоряжаться корпоративными затратами на социальную ответственность.

Суть стандарта SA 8000

SA 8000 разработала Social Accountability International, сокращенно SAI. Это международная неправительственная организация, которая занимается улучшением условий труда и продвижением прав трудящихся.

SA 8000 признан во всем мире как независимый стандарт организации труда. Он основывается на действующих международных актах, в том числе Всеобщей декларации прав человека, ряде конвенций МОТ, конвенции ООН о правах ребенка, конвенции о ликвидации женской дискриминации, а также учитывает национальное законодательство.

Стандарт предлагает системный подход к социальной деятельности работодателей и делает упор на ее постоянное улучшение, а не на аудит по контрольному списку. Он применим для любой организации в любой стране. Размер организации, отрасль промышленности, к которой она относится, и вид ее деятельности (продукция/услуги) роли не играют.

Элементы системы, требования к которым устанавливает стандарт:

  • Детский труд;
  • Принудительный или обязательный труд;
  • Охрана здоровья и безопасность труда;
  • Свобода объединений (ассоциаций) и право заключения коллективных договоров;
  • Дискриминация;
  • Дисциплинарная практика;
  • Продолжительность рабочего времени;
  • Вознаграждение;
  • Система управления (менеджмента).

Что такое сертификат SA 8000

Сертификат SA 8000:2008 является подтверждением, что организация выполняет все требования к элементам системы социальной ответственности, которые перечислены выше. Сертификация проводится по инициативе работодателя, однако ее рекомендуется пройти, поскольку стандарт SA 8000 ーэто инструмент, который позволяет повысить производительность организации без ухудшения положения работников и ущемления их прав. Систему управления социальной ответственностью можно интегрировать с другими применяемыми системами менеджмента.

От заявителя требуются следующие документы:

  • заявка на проведение сертификации;
  • документация, касающаяся структуры организации и штата работников;
  • сведения о количестве филиалов, внешних подразделений.

Перед сертификацией проводится мониторинг ситуации в организации. Выявленные недостатки грамотно устраняются. Дополнительным бонусом от этого является улучшение взаимодействия руководства с сотрудниками, поскольку процедура предполагает активный опрос персонала.

Сертификат SA 8000:2008 выдается на три года. Затем работодатель проходит сертификацию заново. В течение срока действия документа проводится регулярный инспекционный контроль.

Почему выгодно получить сертификат SA 8000

Наличие сертификата дает организации следующие безусловные преимущества:

  • Создание имиджа ответственного и надежного работодателя, неравнодушного к интересам и потребностям персонала (это позволяет повысить инвестиционную привлекательность организации, увеличивает деловые возможности, придает дополнительный вес при участии в государственных и международных тендерах);
  • Улучшение психологического климата в коллективе (он становится более стабильным и благоприятным за счет социальных гарантий и улучшения условий труда; минимизируется риск недовольства работников, претензий с их стороны, возможных судебных исков);
  • Повышение лояльности персонала к организации (становится легче предотвращать текучку кадров, привлекать на работу новых высококвалифицированных специалистов);
  • Снижение числа производственных травм, инцидентов и аварийных ситуаций (благодаря этому работодатель сокращает издержки);
  • Улучшение взаимодействия руководства с работниками, потребителями (клиентами), общественными организациями;
  • Улучшение производительности труда за счет более эффективных систем управления (оптимизируются рабочие процессы, что приводит к повышению качества работы, удается быстрее выявлять опасности и риски, лучше контролировать цепочки поставок).